Мужские мечты о нескольких прекрасных женах, которые дружно и страстно желают своего господина, часто разбиваются о суровую реальность. Представляя себя восточным султаном, человек часто не задумывается о собственных финансовых возможностях. Да, и не каждый муж способен так искусно лавировать в условиях полигамной семьи, чтобы между супругами и их детьми не возникало никакой вражды.
Главным духовным ориентиром для мусульман является Коран – священная книга, написанная в VII веке. Однако стоит учитывать: многие наставления, содержащиеся в этом религиозном тексте, основаны на арабских народных традициях, бытовавших в другую историческую эпоху.
В результате многочисленных междоусобных стычек и затяжных войн между соседними державами много женщин с детьми оставались без кормильца. Полигамия стала вынужденной мерой, поскольку других социальных институтов поддержки вдов и сирот просто не существовало. Обычно мужчина должен был взять на себя ответственность за содержание семьи погибшего родича. А богатые арабы заводили себе целые гаремы исключительно из соображений личного престижа. Постепенно подобная практика стала восприниматься людьми, выросшими в полигамных семьях, как нечто само собой разумеющееся.
Социальной защите сирот в Коране уделяется большое внимание. В нем говорится: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости» (сура «Ан-Ниса», аят 3).
Речь идет о том, что мужчина должен одинаково относиться как к родным детям, так и к сиротам, оказавшимся у него на попечении, что может быть достигнуто через браки с их матерями или с другими женщинами, которые тоже должны будут заботиться о детях. Вот такая логика.
На основании процитированного аята суры «Ан-Ниса» исламские богословы сделали вывод, что мусульманину дозволено взять в жены не более четырех представительниц прекрасного пола.
Для многих людей примером во всем является пророк Мухаммед и его ближайшие соратники, а большинство из них были многоженцами.
Коран требует от главы полигамного семейства не демонстрировать явного предпочтения одной из жен, вызывая в других ревность и обиду. Ибо сказано: «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонным [к одной], оставляя [другую] заброшенной» (сура «Ан-Ниса», аят 129).
Разумеется, мужчина не способен любить всех своих жен одинаково, но он должен постараться хотя бы быть справедливым по отношению к ним. То есть, уделять равное количество времени и внимания, дарить сопоставимые по стоимости подарки, не избегать сексуальных сношений с менее привлекательными и пожилыми женами.
Уважаемый исламский богослов Мухаммад аль-Бухари (810-870 гг.) в своем сборнике преданий о жизни и деятельности основоположника религии «Сахих аль-Бухари» привел слова Аиши бинт Абу Бакр, которая была третьей женой пророка Мухаммеда. Она рассказывала, что вторая его супруга Сауда бинт Зама сама «уступала свои ночи Аише, зная, как любил её пророк». Это пример женского смирения.
При этом мужчина, который явно демонстрирует предпочтение одной жене в ущерб другой, достоин порицания. Мусульманский ученый Абу Дауд ас-Сиджистани (817-888 гг.) составил сборник преданий «Сунан Абу Дауд». В нем приведены такие слова посланника Всевышнего: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день со склонившейся частью тела» (хадис 2133).
Примечательно, что допуская многоженство, в принципе, пророк Мухаммед не разрешил подобной вольности собственному зятю. В сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари» рассказана история, как основоположник религии запретил двоюродному брату, которого звали Али ибн Абу Талиб, жениться во второй раз, поскольку он уже являлся супругом младшей дочери пророка Фатимы Захры.
Пророк Мухаммед сказал зятю: «Фатима является моей частицей, и чтобы не опечалило её, опечалит и меня. Клянусь Аллахом, дочь Посланника Аллаха и дочь врага Аллаха [никогда] не соберутся в одном месте как жёны одного человека» (аль-Бухари, хадис 3110).
Исламские богословы сломали множество копий, обсуждая животрепещущий вопрос многоженства. Информационно-просветительский портал Muntaqa.info 23 сентября 2017 года опубликовал статью
«Многоженство – это сунна и основа в брачной жизни? Неизвестное многим мнение большинства ученых», в которой приведены различные точки зрения.
Например, в статье процитированы слова основателя шафиитского течения в исламе имама Мухаммада аш-Шафии: «Лучше для него [мусульманина] ограничиться одной, даже если разрешено ему больше, в соответствии со словами Всевышнего: «Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». То есть, мужчина все равно не сможет одинаково относиться к двум разным женщинам, поэтому лучше ему не брать на себя такую ответственность, оставаясь моногамным.
Эту точку зрения поддержали многие богословы и религиозные деятели, представляющие ханбалитское течение в исламе: имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи; шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути; имам Абу ан-Наджа аль-Хаджауи. Ибн Хатыб ас-Салямия отметил: «Большинство наших товарищей сочли желательным, чтобы он [мусульманин] не брал больше одной».
Представители ханафитского мазхаба придерживаются аналогичной точки зрения. Например, имам Камалюддин ибн аль-Хумам ас-Сиваси привел общее мнение ученых-ханафитов: «Если муж не станет жениться [на второй], чтобы не подвергать огорчению ту жену, которая у него есть, то ему за это полагается награда» («Фатх аль-Кадир», 3/239).
Некоторые суннитские и шиитские богословы откровенно отстаивают идею многоженства. Например, вышеупомянутый Абу Дауд ас-Сиджистани в своем споре с имамом Мухаммадом аш-Шафии отметил:
«Почему он сказал, что ограничиться одной лучше? У пророка, мир ему и благословение Аллаха, было одновременно много жен, а он делает только то, что лучше. Также он сказал: «Женитесь и размножайтесь».
Сторонники многоженства отмечают, что такая форма семейных отношений решает целый ряд социальных проблем. Они полагают, что несколько жен сумеют уберечь мужчину от разврата, а ведь случайные связи – это угроза распространения венерических заболеваний. Кроме того, заметно сглаживается проблема женского одиночества и материального обеспечения. А еще, полигамия способствует росту численности населения.
Впрочем, представители всех течений ислама согласны с тем, что в определенных условиях мужчине необходимо взять вторую супругу – если первая жена оказалась бесплодной, не может стать матерью из-за болезни, неспособна исполнять супружеский долг (например, лежит в состоянии комы).
Он должен, должен и должен
Ислам налагает большую ответственность на мужчин, решившихся на полигамный брак. Информационно-просветительский портал Islam.Global 30 октября 2018 года опубликовал статью «Когда у тебя две жены: легко ли быть «султаном», в ней перечислены основные требования к счастливому супругу.
Самой затратной статьей расходов многоженца является жилье. Мужчина должен предоставить каждой из своих красавиц отдельный дом или квартиру. При этом жилищные условия всех жен должны быть равными, независимо от наличия и количества детей.
Проживание нескольких представительниц прекрасного пола в одном доме считается нежелательным, поскольку такое соседство способно спровоцировать конфликты и ревность. Но, в крайнем случае, если нет другой жилплощади, то с согласия жен можно поселить их в разных комнатах одного здания.
Материальное обеспечение, размеры ежемесячных расходов и подарки тоже должны соответствовать принципу равенства. Нельзя подарить одной жене золотое колье, а другой – бижутерию, и ожидать семейной идиллии.
Но самое главное – внимание мужа. Оно должно быть одинаково распределено между женами независимо от их возраста, характера и сексуальной привлекательности. Разумеется, мужчина может страстно желать лишь одну красавицу, но он не имеет права игнорировать других. Если у мужчины три жены, то в течение месяца он должен провести с каждой из них по 10 ночей.
В своей книге «Мугни аль-Мухтадж» известный богослов имам Хатыб аш-Ширбини написал: «Муж не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их согласия. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку это может им вредить и стать причиной ревности и вражды».
Если первая против
Ханафиты и шафииты считают, что мужчина имеет полное право стать двоеженцем, даже если его первая супруга категорически возражает. И даже если перед свадьбой жених пообещал невесте, что она всегда будет для него единственной.
Поскольку сам Всевышний дозволил мужчинам полигамию, то ханафитские и шафиитские ученые утверждают, что женщины не вправе ущемлять их законные права, запрещая заводить вторую супругу.
А вот ханбалиты полагают, что первая жена может развестись с мужем, если он решит повторно связать себя узами брака, игнорируя мнение уже имеющейся спутницы жизни
Иллюстрация к статье: